Объявления: 877-459-0909
Реклама: 877-702-0220  
Вход Регистрация
Раскрыть 
 

Москва погрязла в информационной войне

07/25/2014 7 Дней
infowar

От летающих трупов до испанских авиадиспетчеров, российские СМИ всеми силами стараются замутить воду вокруг того, что произошло с MH17.

Одной из первых из множества причудливых теорий, зародившихся в  недрах российских СМИ в связи с катастрофой рейса 17 авиакомпании Malaysia Airlines, была также одной из самых диковинных: сказ об испанском диспетчере.

В день катастрофы некий «Карлос», представившись испанским авиадиспетчером, работающим в Киеве, начал писать в Твиттер на испанском языке о том, что украинские самолеты, а не сепаратисты на местах, сбили пассажирский самолет. Российские СМИ проглотили приманку: «Испанский диспетчер: Два украинских боевых самолета находились около «Боинга» до его исчезновения», - гласил заголовок наиболее пропагандистской новостной службы Кремля, RussiaToday. Несколько крупных новостных агентств также подхватили эту историю с аналогичными заголовками, в их числе был государственный телеканал «Россия 24», канал Минобороны «Звезда» и популярные газеты, такие как «Комсомольская правда» и «Российская газета», официальный рупор российского правительства. Другие издания даже предположили, что украинские силы пытались сбить самолет президента России, который будто бы пересекся с MH17 ранее в тот день. Между выпусками новостей, «Россия 24» подливала масла в огонь, пустив в эфир материал о рейсе 1812 «Сибирских авиалиний», который, как признались власти Украины, был случайно сбит ее истребителем над Черным морем в 2001 году.

На следующий день украинские и западные журналисты выявили, что аккаунт «Карлоса», который впоследствии был удален, является фальсификацией. (Испанское посольство сказало, что этот пользователь Twitter был активен во время протестов в Киеве, при этом был отмечено, что на территории Украины нет испанских авиадиспетчеров). Даже Игорь Коротченко, редактор российского журнала «Национальная оборона», утверждал, что самолет не был сбит истребителем. Неважно. Работа была сделана: история событий уже была искажена.

С того момента, как MH17 упал возле небольшой деревушки на востоке Украины – и вину за эту катастрофу многие на Западе возлагают на пророссийских мятежников - освещение событий в российских СМИ больше напоминало мрачную детективную историю с отвратительными поворотами сюжета, возникавшими на каждом шагу. На российском телевидении и в Твиттере теории появились волнами, обвиняя Киев и других невидимых врагов в неистовстве заговора, что, казалось, было рассчитано на то, чтобы скрыть правду о MH17, а не раскрыть ее.

«Так как Кремль, кажется, имеет какое-то отношение к этому событию, СМИ работают поэтапно, подчеркивая различные теории, чтобы отвлечь внимание от Кремля, - сказал Олег Козырев, известный оппозиционный блоггер и аналитик СМИ из Москвы. - Или, если это не сработает, по крайней мере, говорить по теме, чтобы заставить зрителей думать, что все не все так гладко, и что, возможно, это сделали не сепаратисты».

 

В пятничном выпуске новостей на телеканале «Россия 1» была приведена цитата военного аналитика, который утверждал, что MH17 был сбит ракетой «земля-воздух». Канал быстро переключился на пресс-секретаря Министерства обороны Алексея Комарова, который, в свою очередь, утверждал, что мало того, что в Донецке, в регионе на востоке Украины, над которым был сбит самолет, были развернуты украинские военные ракеты «земля-воздух», так там еще и действовал самолет, оснащенный ракетами - намекая еще раз на то, что украинские истребители сбили пассажирский лайнер.

В своей телетрансляции «Россия 24» сослалась на доклад популярного новостного сайта LifeNews, известного обнародованием неподтвержденных данных, утверждая, что «самолет мог попасть под зенитный огонь, потому что отклонился от запланированного маршрута». (Импрессарио прокремлевских СМИ Константин Рыков и другие утверждали в Твиттере, что самолет отклонился от своего маршрута на 300 километров). Представители Malaysia Airlines заявили в прошлый четверг, что маршрут MH17 был одобрен Eurocontrol, высшим надзорным органом, и им часто пользовались другие самолеты. Было отмечено, что еще один  самолет шел этим же маршрутом, когда MH17 был подбит.

В странной статье на сайте канала «Россия 24» обсуждается то, сколько «предположений и явных фальсификаций» было приведено для объяснения этой катастрофы, в том числе история дискредитированного испанского диспетчера. Однако затем авторы статьи перешли к невероятной сказке, сославшись на аккаунт в российской социальной сети «ВКонтакте», принадлежащий Игорю Стрелкову, лидеру сепаратистских вооруженных сил и бывшему российскому разведчику. В одном из его постов утверждалось, что «значительная часть тел в самолете была несвежей», намекая на широкомасштабный заговор с целью дискредитировать его подчиненных. Канал «Россия» называл этот рассказ «невероятным», но, тем не менее, отметил, что это мнение «ясно мыслящего военнослужащего».

«Конечно, медэксперты смогут определить точное время смерти пассажиров  и экипажа «Боинга», - говорится в статье «России». - Тем не менее, тот факт, что паспорта, найденные местными жителями после аварии, были чистыми, как будто они были только что из типографии, не может не удивлять нас».

В информационной войне между Киевом и Москвой, украинские СМИ были так же уверены, видя руку Путина в этой аварии. Но в России правительство контролирует все общенациональные новостные телеканалы: в последние месяцы несколько видных независимых источников новостей были обременены прокремлевскими руководителями или ограничены в вещании. Основная  задача российских СМИ заключается в создании атмосферы подневольного патриотизма, а не в изложении фактов, говорит политолог Алексей Макаркин. «Большинство СМИ считают, что они стоят на страже интересов страны, России, - говорит он. - Это противоречит западному подходу, при котором журналисты пытаются учесть все различные мнения».

Государственное телевидение стало приглашать одних и тех же персонажей, продвигающих линию Кремля по MH17. Вещательные компании неоднократно пускали в эфир заявления президента Владимира Путина, который утверждал, что катастрофа никогда не произошла бы, если бы «военные действия в юго-восточной Украине не возобновились». Кроме того, часто показывали министра иностранных дел Сергея Лаврова, который отклонил обвинения Киева в том, что Россия сбила самолет, и утверждал, что он не «слышал правдивых заявлений из Киева в течение последних нескольких месяцев». Коротченко и Комаров также намекали на то, что украинские военные, вероятно, открыли огонь по гражданскому рейсу.

Пока не удается получить надежные доказательства вины, Москва будет в состоянии «отрицать и оспаривать историю» о сбитом самолете, говорит Макаркин. «Нужны 100-процентные доказательства, чтобы Россия признала свою вину в поддержке повстанцев».

Прокремлевские комментаторы утверждали, что в основном необоснованные размышления в средствах массовой информации были нужны для поднятия существенных вопросов и начала дискуссии. По их словам, они тут же свирепели, когда видели преждевременное осуждение Западом роли России в этой катастрофе. «Зачем проводить расследования, собирать доказательства, проводить анализ, если виновная сторона уже установлена? Это своего рода фарс, а не заседание», - написал в Твиттере влиятельный ведущий канала «Россия 1» Владимир Соловьев во время заседания Совета Безопасности ООН в прошлую пятницу.

Но пока правда не стала известна окончательно, война за право обладания ей продолжается в российском эфире. К началу выпуска новостей в 11 часов вечера 18 июля, канал «Россия 24» все более решительно заявлял, что украинские войска сбили самолет, и намекнул, что Соединенные Штаты спланировали авиакатастрофу, чтобы занять место России как основного поставщика энергоресурсов в Европу. Российские либеральные голоса и оппозиционеры смотрели на происходящее в смятении, в их числе был и борец с коррупцией Алексей Навальный, который написал в Твиттере об истории с трупами, переданной «Россия 24»: «Зачем они все это выдумывают, и верит ли в это кто-нибудь?»

«Одной авиакатастрофы, установившей 13-летний рекорд по количеству погибших, было достаточно, - написал на своей странице в Фейсбук Игорь Белкин, бывший редактор крупного новостного сайта Lenta.ru, новым редактором которого ранее в этом году стал прокремлевский активист. - Но инфопи***ц вокруг нее делает все только хуже».

 
 

Похожие новости


Газета «7 Дней» выходит в Чикаго с 1995 года. Русские в Америке, мнение американцев о России, взгляд на Россию из-за рубежа — основные темы издания. Старейшее русскоязычное СМИ в Чикаго. «7 Дней» это политические обзоры, колонки аналитиков и удобный сервис для тех, кто ищет работу в Чикаго или заработки в США. Американцы о России по-русски!

Подписка на рассылку

Получать новости на почту